
Свежие назначения в ФБК, совпавшие с днём знаний — что не преминула кокетливо обыграть в посвящённом новоиспеченным сотрудникам заявлении госпожа Навальная — явили миру новое состояние российской оппозиции. Это оппозиция, которая окончательно впала в детство — и добровольно самоизолировала себя в яслях с доброй воспитательницей тётей Юлей во главе. Мир, к слову, не сказать чтобы сильно удивился. Ведь именно такой трансформации он и способствовал в меру своих скромных возможностей последние полтора года.
1 сентября пост директора ФБК покинул Иван Жданов, возглавлявший эту организацию с 2018 года. Как заявила «Команда Навального», Жданов покинул пост, «чтобы сосредоточиться на развитии своего проекта». Вполне стандартная формулировка для случаев, когда отставкам сопуствуют далеко не самые благоприятные обстоятельства.
Это в интервью «Медузе» подтвердил и сам Жданов. Вот две характерные фразы из его беседы с изданием:
«Решение о том, чтобы я ушел в отставку, приняли Леонид Волков и Мария Певчих. Это решение принималось без меня. Никаких конкретных причин мне не назвали».
«И у меня с Волковым и Певчих возникли некоторые противоречия — политические и стилистические разногласия, которые мне больше не позволяют оставаться внутри этой команды».
Так или иначе, сейчас не об этом, а о том, куда ФБК, много лет подряд претендующий на роль флагмана росоппозиции, собирается плыть дальше.
И тут мы обращаемся к заявлению Юлии Навальной, назначенной на роль нового лидера российской оппозиции вскоре после гибели её мужа в российской колонии.
Вот в каком характерном стиле Навальная представила новых назначенцев.
Новый директор ФБК Влад Романцов:
«Кто-то первого сентября идет в школу, а кто-то на новую работу. <…> Знаете, как говорят: «Я его помню еще вот такусеньким», — вот это я могу про Влада сказать. <…> А он мне запомнился тем, что он, тогдашний студент, был очень серьезным и ответственным. И даже к выбору места для селфи так отнесся. <…> Я его поздравляю и еще очень надеюсь, что вы его тоже тепло встретите. Быть директор (sic! — A.Г.) ФБК — непростая должность: много дел, много ответственности, все шишки на тебя летят. Но я уверена, что Влад справится, а мы его все обязательно поддержим».
Когда кого-то сватают на большую должность, потому что помнят его «вот такусеньким», это уже многое говорит о кадровой политике внутри организации.
А строчка «серьёзно и ответственно подходил к выбору мест для селфи» способна, полагаю, стать жемчужиной любого резюме.
Что касается ответственности за что-либо другое, то тут возникают серьёзные вопросы. Ведь Романцов с 2020 года являлся IT-директором ФБК. А все мы помним, что часть самых чувствительных скандалов вокруг ФБК за последние несколько лет связана именно с утечками персональных данных сторонников фонда.
Но не будем о грустном. Главное, что встретить Влада, согласно напутствию Навальной, следует непременно тепло и оказав всесторонную поддержку — совсем, как нового ученика в классе.
Ещё один старый новый назначенец — Руслан Шаведдинов, который «становится директором всех-всех наших медиаресурсов» (прямо «ФБК и все-все-все» какое-то).
«Так что теперь, если где-то стоит неправильная запятая или написан плохой текст, все претензии к нему», — острит Навальная. Видимо, ей забыли сообщить, что уровень претензий к ФБК давно уже перерос возмущение грамар-наци неправильно расставленными запятыми.
В любом случае ответственность на Шаведдинове — огромная.
«Не знаю, как он будет совмещать свой тикток и новую нагрузку, но уверена, что справится», — выражает уверенность лидерка росоппозиции. А я явственно представляю себе ещё одну строчку-перл в резюме соискателя: «Несмотря на большие нагрузки по работе, продолжал вести тикток».
Новый менеджер всех спецпроектов Анастасия Кадетова представлена чуть суше, чем мужская часть новичков. Тоже ведёт тикток, на который Навальная как и в случае с Шаведдиновым призывает всех подписаться.
Что же касается наиболее ценных качеств вновь назначенных сотрудников, тот тут Навальная держит интригу. Ну, по крайней мере, пытается:
«Ещё одна легенда гласит, что это — мои любимчики. Возможно, что это и не легенда совсем… Не знаю, любимчики или нет, но точно моя большая гордость и надежда».
Хм. Надеюсь, вам, как и мне, бросилась в глаза главная особенность этого текста. Менее всего он выглядит как обращение к зрелой аудитории.
Подобный тон уместен при обращении, самое большее, к ученикам начальных классов, если не к дошколятам. Которые не доросли ещё до серьёзных тем. Потому с ними можно вот так вот снисходительно посюсюкать и похихикать.
Вновь назначенные топы ФБК в устроенной им Навальной презентации, к слову, тоже меньше всего напоминают взрослых людей. Потому невольно возникает ощущение, что Волков и Певчих, пытаясь отгородиться от скандалов последней пары лет, назначили козла отпущения в лице Жданова и вытолкнули на авансцену в качестве щита детей под предводительством доброго директора детсада тети Юли. Ибо с детей — какой спрос?
В любом случае ребрендинг работает против ФБК. Как серьёзную политическую силу эту организацию теперь едва ли смогут воспринимать даже самые наивные люди. Инфантилизация флагмана росоппозиции, впрочем, началась намного раньше и достигла апогея при попытке слепить нового лидера сопротивления режима из Юлии Навальной.
То, что вдова не тянет, стало ясно, как только первые эмоции после убийства Алексея улеглись. Но иллюзию обратного продолжали поддерживать и московская оппозиционная тусовка, и, что самое печальное, западные политики.
Бесконечные встречи и форумы с Навальной в качестве свадебного генерала приносили последним лёгкие очки. Можно было, совсем не напрягаясь и не вникая в суть, делать вид, что, поддерживая вдову убитого Путиным оппозиционера, ты поддерживаешь всё гражданское общество России и его стремление сбросить с себя оковы диктатуры.
На Юлию обрушилась лавина ни к чему не обязывающих наград и всевозможных почётных должностей. И это поразительным образом перекликалось со стремительной раскруткой внутри России юного наследника чеченского престола Адама Кадырова. Который, как известно, был и остаётся величиной без палочки. Точнее, без папочки.
У Навальной в папочках недостатка не было. Встречи с лидерами ведущих западных держав были расписаны на месяцы вперёд.
Оппозиционер Гарри Каспаров галантно уступил ей место директора в международной правозащитной организации Human Rights Foundation (никто не напомнит, каких успехов добилась г-жа Навальная на этой должности за год и два месяца спустя с момента этой рокировки?).
А в июне 2025 года «Репортёры без границ» создали под Навальную целый спутниковый телеканал с бюджетом три миллиона евро в год (что на фоне устроенных Трампом массовых сокращений журналистов «Радио Свобода» и «Голос Америки» вновь многое сказало о расстановке приоритетов европейским истеблишментом). Как, кстати, тот канал Навальной поживает? Шатает режим?
Так что обновлённый ФБК с воттакусиками вокруг тёти Юли — закономерный итог политической карьеры как самой Навальной, так и всей прослойки московской либеральной оппозиции, поспешившей провозгласить её престонаследицей. Подходящая песочница, где можно без конца возводить из песка замки Прекрасной России Будущего и играть в войнушку с режимом, рассказывая, что взрослые дяди, пригретые Путиным — вы не поверите! — по-прежнему воруют.
Вот опять же 1 сентября омолодившаяся команда выпустила фильму о том, как придворный историк Путина Мединский наворовал на целый особняк в Москве, имение под Москвой и ещё несколько офисов и квартир по мелочи. Кто бы подумать мог, что и этот окажется вором, правда ведь? Первый раз в первый класс. День знаний, одним словом.