
Владимир Скромный — так, очевидно, будут величать оппозиционера Кара-Мурзу, если он когда-нибудь встанет во главе России. Сенсация последних дней — известие о том, что у России, оказывается, есть президент в изгнании. И президент этот не абы кто, а экс-политзек Владимир Кара-Мурза. И, разумеется, в лучших российских традициях президент этот не избранный, а назначенный.
Не поделился этой благой вестью с русскоязычной аудиторией Владимир Владимирович, видимо, лишь в силу своей исключительной скромности. Так что первые без малого девять месяцев Кара-Мурзы на новом ответственном посту минули тихо и незаметно. Вскрылось его новое назначение неожиданно.
Один из пользователей твиттера обратил внимание на то, как Владимира Кара-Мурзу представили на сайте мероприятия The World Forum. On Democracy, Tech, and Future of Humankind. В списке участников форума экс-политзек заявлен как российский «президент в изгнании» (Russian «President in-exile»). Справедливости ради, стоит уточнить: под ссылкой на ролик, который содержит выступление Кара-Мурзы на одной из панелей форума, должность оппозиционера уточнена — «потенциальный «российский президент в изгнании».

А если перейти в сам youtube-канал, то там под видео Кара-Мурза представлен уже как «российский оппозиционный лидер, правозащитник, политик, писатель». Ну, и, наконец, если включить само видео, то можно услышать, что модератор панели представляет оппозиционера всего лишь как «историка» и «российского политического активиста».
Видео появилось на youtube в середине апреля. Сам форум прошёл месяцем раньше. На сайте организации есть новость, посвящённая награждению лауреатов премии «Стражи демократии». Оказался среди «стражей» и Владимир Кара-Мурза.
«Джеффри Робертсон вручает награду «Страж демократии» лидеру российской оппозиции и потенциальному «президенту в изгнании» Владимиру Кара-Мурзе», подписан соответствующий снимок. Награждение лауреатов состоялось 18 марта 2025 года в Берлине.
Итак, всё-таки — «президент в изгнании». Пусть и потенциальный. Но определённо — безальтернативный. Ведь никаких других потенциальных на горизонте нет. А что не выбирал его никто — так это даже лучше, вполне в духе российской исторической традиции.
Главное, что этот Владимир Владимирович в отличие от того, который пока никуда не изгнан, назначен заграницей, а не семьёй дряхлого номенклатурщика совместно с кучкой олигархов. И обещает сделать Россию свободной, прозападной и демократической.
Как восприняли появление на арене президента в изгнании злые языки — нетрудно себе представить.
Приведу лишь две характерные цитаты.
Врач, участник Форума свободной России Андрей Волна:
«Ой. А я и не знал о том, что у РФ есть «президент в изгнании». Нет, «лидер российской оппозиции” точно есть.
Ещё один «лидер российской оппозиции, она же экономист», — тоже есть.
А вот про президента не знал.
Всё это было бы интересно и даже чуть смешно, как не война…»
Публицист Катерина Марголис:
«Молния! Виткофф ошибся адресом и адресатом . Ему нужно было на переговоры не в Москву, а на Берлин. Там его ждал бы помазанник на царство в изгнании —тоже Владимир Владимирович, да не тот.
Владимир Кара-Мурза , оказывается русский президент в изгнании, а мы-то и не знали!
<…>
Наверное, сидя в этих нечеловеческих условиях в одиночке, невозможно было бы выдержать, если бы он не верил в свою избранность, призвание, страдания и прочие русские сказки, заменяющие гражданские ценности».
Нашлись у Кара-Мурзы и защитники. Пианист Евгений Алексеев расценил происходящее как «массированную пиар-атаку на российских оппозиционеров»:
«…и вот сегодня налетели: якобы Vladimir Kara-Murza собственнолично объявил себя царем всероссийским (зачеркнуто) президентом России в изгнании. Причем те же, кто его за это шеймит, там же комментирует, что это какой-то левый форум, который собирает какой-то мутный албанец. Но противоречия внутри не возникает — главное пнуть Владимира. И Юлию Навальную заодно, чтобы два раза не вставать».
Сам Кара-Мурза, правда, не считает Всемирный форум за демократию «левым». Оппозиционер 18 марта поделился снимком с этого мероприятия у себя на странице в Фейсбуке, приписав, что для него «огромная честь участвовать в его работе».

А коль участие — огромная честь, то, рискну предположить, и назначение «президентом в изгнании» — тоже.
Впрочем, по-прежнему интересно, как происходящее прокомментирует сам Кара-Мурза. Попрообую спрогнозировать.
Он назовёт скандал искусственно раздутым и не стоящим выеденного яйца.
Заявит, что цель информационной атаки — сорвать важную работу, на которой прямо сейчас сосредоточен он, Кара-Мурза.
И добавит, что не хотел-де комментировать — да уважаемые им лично, поименно перечисленные люди спрашивали, и потому пришлось.
Словом, поведёт себя так, как это было в другом памятном скандале с его участием. Если кто забыл, весной уходящего года Кара-Мурза, выступая перед французскими парламентариями, допустил, что большая доля погибших на войне в Украине уроженцев национальных республик РФ объясняется тем, что русским по национальности убийство украинцев даётся психологически сложнее, нежели нацменам.
Уже после скандала Кара-Мурза заявил, что его слова неправильно переведены и вообще выдраны из контекста. А заодно прибег к уже перечисленным мной выше аргументам.
Посмотрим, какая реакция будет в этот раз. Если вообще — будет.
Российским оппозиционным селебрити нет никакой нужды снисходить с объяснениями до русскоязычной аудитории. Главное, что западные политики всё ещё готовы одаривать их всевозможными наградами и регалиями. На кону тёплые места в ПАСЕ, которые Кара-Мурза и К выбивают себе сейчас — и наверняка выбьют — вовсе не благодаря тому, что в России есть демократия.
Напротив, демократические процедуры тут только помеха.
Потому нет даже попыток изобразить, что российских делегатов в парламентскую ассамблею кто-то выбирает.
Понятно, что прозападно настроенную аудиторию, которая остаётся в России, Кара-Мурза сразу отсекает от любых голосований, объясняя это заботой о её, аудитории, безопасности.
Но есть ещё многочисленные политэмигранты, которые предельно разобщены и которых стоило бы, казалось, объединить в сплочённую диаспору. Для чего? Ну хотя бы для того, чтобы они могли путём голосования решить, кто из российских оппозиционных селебрити достоин места в ПАСЕ, а кто — нет.
Вот только светочам российской оппозиции это зачем? Куда лучше испытанные методы — участие во всевозможных форумах, продолжительные кулуарные беседы, потрясание как медальками регалиями — вполне реальными (вроде статуса политзека и великомученика с огромным трудовым стажем) и абсолютно надуманными (вроде должности президента в изгнании). Эти абсолютно надуманные регалии лучше и впрямь никак не комментировать. Ведь в случае чего — вовсе и не ты их выдумал, а уважаемая международная общественность за тебя решила. А кто ты такой, чтобы против уважаемой общественности переть?
Доверь ты решать судьбу мест в ПАСЕ всяким проходимцам с улицы — и вся эта кропотливая форумно-кулуарная работа может отправиться прямиком псу под хвост. В общем не до выборов сейчас — демократия в опасности!
И я в общем согласен со светочами. Не время сейчас с русскоговорящей толпой заигрывать. Самим надо пробиваться и устраиваться, без оглядки на. Но вопрос наименования меня всё же смущает.
Как называться им, радетелям за судьбы России, чтоб и не мелко было, и неприятного ощущения натяжки не возникало?
О, знаю! Есть отличный титул для подобных случаев, придуманный не нами — классиками:
«Отец русской демократии».
Поскольку отцов этих развелось до неприличия много, можно, в завимости от масштабов той или иной личности, разбить их на три степени.
Владимир Кара-Мурза, вне всяких сомнений, будет «отцом русской демократии» первой степени. И Леонид Волков — первой. И Михаил Ходорковский.
Илья Яшин — второй. Ему в принципе на вторых ролях не привыкать.
Деятелей помельче, вроде мастера прикладной политологии Фёдора Крашенинникова, можно одарить третьей степенью.
Оппозиционерок, конечно, определять в отцы негоже. Но и тут что-то звучное можно выдумать.
Например, «мать-хранительница спящих институтов». Или просто — мать. Впрочем, не настаиваю. Можете свой вариант в комментариях предложить.
Но вернёмся к нашим отцам. Марку держать в выступлениях перед западной публикой они, вне всяких сомнений, способны. И если уж выйдет такой отец русской демократии где на трибуну, то услышим мы от него никак не униженно-просительное «Медам, месье, жё не манж па сис жур» — а твёрдое и чёткое «Я полагаю, что торг здесь неуместен!»
Вполне в духе колонок мадам Навальной для западных изданий. Но об этом — как-нибудь в другой раз.
Для полной гармонии ПАСЕ остаётся лишь подгадать с количеством стульев, выделенных представителям российских оппозиционных селебрити. Я лично ничуть не удивлюсь, если их окажется ровно двенадцать.
“Всходы” — независимый проект об эмиграции, жизни в Европе и ситуации за новым железным занавесом. Поддержите “Всходы”
