
Активист и политэмигрант из Татарстана Нафис Кашапов организовал пикет напротив российского посольства в Польше. К нему присоединились представители Чечни и Якутии, а также разделяющие идеи регионализма делегаты «Съезда народных депутатов», который с 2022 года проводит в Польше российский политик Илья Пономарёв. Поддержала акцию и украинская активистка, развернувшая на пикете флаг крымских татар.
Акция прошла в воскресенье, 27 июля, через дорогу от посольства РФ. На пике она собрала 11 участников.
Помимо флагов национальных республик, участники акции развернули баннер с портретами «патриотов, убитых фашистами из КГБ и ФСБ», как поясняла по-английски надпись сверху. На снимках были изображены белорусские политзаключенные Витольд Ашурок и Алесь Пушкин, журналистка и правозащитница Анна Политковская, её бурятский коллега Евгений Хамаганов, расстрелянная в машине участница Евромайдана и войны на юго-востоке Украины Амина Окуева, чеченские военные и политические деятели Зелимхан Яндарбиев, Аслан Масхадов, Джохар Дудаев, крымскотатарский активист Решат Аметов, убитый в самом начале оккупации полуострова Россией.

Надпись на ещё одном баннере — тоже в оригинале англоязычная — гласила: «Победа Украины — гарантия освобождения колонизированных стран от кремлёвских террористов. Хватит спать, время сражаться!»
Подобные образы и слоганы «вице-премьер правительства независимого Татарстана в изгнании», как представляет себя сам Нафис Кашапов, демонстрирует на митингах в Варшаве не впервые. Новшеством воскресного пикета стала тема, ещё не успевшая попасть на плакаты — идея национальных активистов добиваться закрытия посольства РФ в Варшаве.

Абсолютно новой эту идею, впрочем, не назвать. В октябре 2024 года стало известно о закрытии консульства РФ в Познани, в мае 2025 года — консульства РФ в Кракове. Занимающее огромную территорию в центре Варшавы посольство дипломатическая война двух стран напрямую пока не затронула.
Однако ещё летом 2022 года мэрия Варшавы изъяла у посольства РФ многоэтажный жилой комплекс на улице Яна III Собеского. Этот ЖК построили ещё в 70-е гг. ХХ века для дипломатов и сотрудников торговых представительств СССР. Внутри зданий комплекса располагалось более ста квартир.
А в октябре того же года ряд активистских организаций Варшавы анонсировал референдум по изъятию у РФ здания посольства с прилегающей к нему территорией:
Но тогда это был всего лишь троллинг. Как отчитались организаторы акции, явка на референдум по аннексии посольства РФ составила 127%; всего же в голосовании приняли участие 8 млн человек, которые единогласно поддержали изъятие российской собственности.
Участники воскресного пикета обсуждали закрытие посольства РФ в Варшаве уже всерьёз.
— Это кусок террористического государства, который до сих пор находится в демократической стране, в Польше. Я бы была абсолютно не против, если бы это всё отсюда убрали, — заявила активистка из Якутии Раиса Зубарева.

Ислам Белокиев, представитель Чеченской республики Ичкерия и член чеченской диаспоры в Польше, в разговоре с редактором «Всходов» заявил, что российские посольства на Западе являются «рассадниками политических убийств». Белокиев напомнил, как президент РФ Владимир Путин встречал в Москве килллера российских спецслужб Вадима Красикова, осужденного в Германии за убийство командира взвода чеченских ополченцев Зелимхана Хангошвили.
— Таких политических убийств — огромное количество. И посольства всё это курируют. Предоставляют жильё, нужную информацию… И наверняка сегодня — здесь камеры имеются — они будут пытаться вычислить каждого, кто здесь находится, и как-то ему нагадить в жизни. Поэтому мы выступаем против того, чтобы российские посольства существовали на территории Европейского союза. Они несут прямую угрозу не только нам, но и европейским государствам, где Россия ведёт гибридную войну при участии своих агентов, — обрисовал своё отношение к российской дипоматии Белокиев.
— Конкретные шаги в этом направлении будут предприняты? Петиция, обращение в суд, ещё что-то?
— В ближайшее время постараемся построить более конкретные планы и как-то их реализовать.
— То есть, пока конкретного плана нет, он ещё только разрабатывается?
— Да, да. Пока ещё он на стадии разработки.

При этом и Белокиев, и Кашапов посетовали, что идею закрытия посольства РФ будет реализовать сложно, поскольку отношение Запада к России меняется «очень медленными темпами». Правда, по мнению чеченского активиста, представители национальных республик вполне могут использовать в кампании за ликвидацию российских посольств свой статус.
— Если мы находимся в составе России — волей-неволей — мы имеем право говорить о том, должна ли Россия нас представлять. Даже будучи невольными гражданами, мы имеем право говорить, что РФ нам навязывает своё представительство, и оно не должно здесь присутствовать, — считает Белокиев.
Украинская активистка, представившаяся просто Ниной, напротив, считает, что для успешной кампании инициатива должна исходить от граждан Польши.

— Нужно собирать подписи граждан данной страны и направлять премьер-министру, чтобы он представил это на рассмотрение депутатов. И тогда они смогут принять решение о разрыве дипломатических отношений. В Польше таки случаи были в других местах — и загрывались российские консульства. Механизм работает, — уверена Нина.
Представители «съезда народных депутатов», который проводит в Варшаве с осени 2022 года оппозиционный политик Илья Пономарёв, оказались настроены менее категорично.
— У будущей России, даже если она уменьшится до размеров Московии, тоже должно быть своё представительство — но менее помпезное и более компактное, — поделился своей точкой зрения Дмитрий Ушацкий, представляющий помимо СНД движение «Балтийская республика», выступающее за самостоятельность нынешней Калининградской области.

— От посольства ничего не зависит. Это — вывеска. Оно закроется, как только закроется проект «РФ», — выразил уверенность коллега Ушацкого по СНД Андрей Моисеев, выступающий за воссоздание независимой от Москвы Новгородской республики.
Впрочем, по мнению Моисеева, лучшее применение огромному особняку российского посольства стоит искать уже сейчас.
— Я вижу здесь прекрасный дворец творчества юных. Или шикарный детский дом, где будут поселены дети, оставленные без родителей Россией, — помечтал о том, как можно использовать здание в будущем, новгородский регионалист.